Ремонт турбокомпрессора - различные способы
Категория: Статьи
Изобретение относится к областям машиностроения и ремонта деталей машин и может быть использовано на машиностроительных и ремонтно-технических предприятиях агропромышленного комплекса.
Известен способ ремонта турбокомпрессоров с восстановлением изношенных поверхностей деталей различными методами (см. Методические рекомендации по ремонту турбокомпрессоров тракторных и комбайновых дизелей. - Москва: Центр научно-технической информации, пропаганды и рекламы, 1986. С.64.) При использовании данного способа вал ротора можно восстанавливать отрезкой изношенной части и приваркой заготовки ротора сваркой трением встык к колесу турбины с последующей механической обработкой, закалкой ТВЧ и финишной операцией или нанесением гальванических покрытий с последующей чистовой обработкой.
К недостаткам представленных методов относятся высокая трудоемкость процессов, необходимость сложного дорогостоящего оборудования и оснастки. В связи с тем, что покрытия, нанесенные на вал, испытывают значительные напряжения от действующих центробежных сил, наблюдается их скалывание и отслойка.
При восстановлении втулки подшипника можно использовать локальное обжатие фигурными роликами по наружному диаметру с последующей механической обработкой по внутреннему диаметру (Михайлин В.Н., Носов В.И. Техника в сельском хозяйстве, №7, 1984. - С.51); обжим на прессе по наружному диаметру с последующей черновой и чистовой обработкой отверстия, торцов и сверлением отверстия под фиксатор (Сабеев К.Г. и др. Восстановление подшипника ротора турбокомпрессора. Механизация и электрификация сельского хозяйства, №11, 1989. - С.32); термодиффузионное наращивание с последующей механической обработкой; отливку их из бронзы нужного состава с последующей полной механической обработкой.
К недостаткам представленных методов также относятся высокая трудоемкость процессов, необходимость сложного дорогостоящего оборудования и оснастки, каждый из методов направлен на восстановление только одной изношенной поверхности и не решает проблему восстановления втулки в целом.
Отверстие корпуса среднего под подшипник, отверстие корпуса среднего под уплотнительное кольцо и отверстие диска уплотнения восстанавливают расточкой отверстий и запрессовкой ремонтных втулок с последующей механообработкой.
Недостатками метода являются повышенные затраты металла при расточке корпуса и изготовлении ремонтной втулки, растачивание отверстия среднего корпуса турбокомпрессора и запрессовка втулки значительно снижают прочность перемычек вокруг отверстия, что вызывает появление трещин.
Недостаток всех перечисленных методов восстановления изношенных поверхностей деталей заключается в том, что с их помощью невозможно создать сопряжения с заданными триботехническими свойствами и повысить долговечность отремонтированного турбокомпрессора. Кроме того, для ремонтного производства эффективно иметь один способ восстановления всех изношенных поверхностей деталей турбокомпрессоров.
Известен способ ремонта турбокомпрессоров с восстановлением вала ротора электроискровым методом (см. Черноиванов В.И. и др. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Москва-Челябинск: ГОСНИТИ, ЧГАУ, 2001. С.589).
Использование данного способа ограничено тем, что восстанавливаются валы с износами до 10 мкм на диаметр, остальные изношенные детали предлагается заменять новыми. Долговечность восстановленных валов в сопряжении с деталями, восстановленными другими методами, не исследована.
Технический результат заключается в обеспечении 100%-го технического уровня и повышении среднего межремонтного ресурса турбокомпрессоров за счет создания износостойких покрытий на изношенных поверхностях деталей.
Технический результат достигается тем, что в способе ремонта турбокомпрессоров, включающем восстановление вала ротора электроискровым методом и замену изношенных деталей на новые, вал ротора и фиксатор восстанавливают средне- и высокоуглеродистыми сталями в механизированном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой вращения электрода 3000-3500 об/мин, подачей электрода 0,15-0,3 мм/об, частотой вращения золотника 8-12,5 об/мин, с износами до 70 мкм на диаметр - за один проход, а с износами 70-120 мкм на диаметр - за два прохода с последующей укаткой и притиркой. Втулку подшипника с износами наружной поверхности до 80 мкм на диаметр восстанавливают электроискровым методом, электродом из оловянисто-свинцовой бронзы в ручном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой подачи импульсов 200-250 Гц, длительностью импульса 2-3,5 мс и временем обработки 2-3 мин/см2с последующей обработкой до номинального размера. Втулку подшипника с износами внутренней поверхности под вал ротора, торцовых поверхностей и отверстия под фиксатор до 200 мкм на диаметр восстанавливают электроискровым методом нанесения двухслойного покрытия в ручном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой подачи импульсов 200-250 Гц, вначале первого слоя - никелевым электродом с длительностью импульса 2,5-4 мс и временем обработки 1,5-3 мин/см2, а второго слоя - электродом из оловянисто-свинцовой бронзы с длительностью импульса 2-3,5 мс и временем обработки 2-3 мин/см2с последующей обработкой до номинального размера. Втулку подшипника с износами внутренней поверхности под вал ротора, торцовых поверхностей и отверстия под фиксатор 200-400 мкм на диаметр восстанавливают электроискровым методом нанесения четырехслойного покрытия в ручном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой подачи импульсов 200-250 Гц, первого и третьего слоев - никелевым электродом с длительностью импульса 2,5-4 мс и временем обработки 1,5-3 мин/см2, второго слоя - электродом из алюминиево-железистой бронзы с длительностью импульса 2-3,5 мс и временем обработки 2-3 мин/см2, четвертого слоя электродом из оловянисто-свинцовой с длительностью импульса 2-3,5 мс и временем обработки 2-3 мин/см2с последующей обработкой до номинального размера. Отверстие корпуса среднего под подшипник с износами до 80 мкм на диаметр восстанавливают электроискровым методом, электродом из электротехнического алюминия в ручном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой подачи импульсов 300-350 Гц, длительностью импульса 3,5-4 мс и временем обработки 2-3,5 мин/см2с последующей обработкой до номинального размера. Втулку под уплотнительное кольцо и диск уплотнения с износами до 100 мкм на диаметр восстанавливают электроискровым методом, средне- и высокоуглеродистыми сталями в механизированном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой вращения электрода 3000-3500 об/мин, подачей электрода 0,15-0,3 мм/об, частотой вращения золотника 8-12,5 об/мин за один проход с последующей обработкой до номинального размера.
Способ осуществляют следующим образом. На изношенные поверхности вала ротора и фиксатора с износами до 70 мкм на диаметр наносится слой из средне- или высокоуглеродистой стали электроискровым методом в механизированном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой вращения электрода 3000-3500 об/мин, подачей электрода 0, 15-0,3 мм/об, частотой вращения золотника 8-12,5 об/мин за один проход. Затем обработанные поверхности укатываются и притираются притиром до номинального размера. При износах вала ротора и фиксатора свыше 70 до 120 мкм на диаметр их восстанавливают электроискровым методом, средне- и высокоуглеродистыми сталями в механизированном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой вращения электрода 3000-3500 об/мин, подачей электрода 0, 15-0,3 мм/об, частотой вращения золотника 8-12,5 об/мин за два прохода. Затем обработанные поверхности укатываются и притираются притиром до номинального размера.
Втулку подшипника с износами наружной поверхности до 80 мкм на диаметр восстанавливают электроискровым методом, электродом из оловянисто-свинцовой бронзы в ручном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой подачи импульсов 200-250 Гц, длительностью импульса 2-3,5 мс и временем обработки 2-3 мин/см2с последующей обработкой притиром до номинального размера.
Втулку подшипника с износами внутренней поверхности под вал ротора, торцовых поверхностей и отверстия под фиксатор до 200 мкм на диаметр восстанавливают электроискровым методом нанесения двухслойного покрытия, первое - никелевым электродом в ручном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой подачи импульсов 200-250 Гц, длительностью импульса 2,5-4 мс и временем обработки 1,5-3 мин/см2, второе - электродом из оловянисто-свинцовой бронзы в ручном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой подачи импульсов 200-250 Гц, длительностью импульса 2-3,5 мс и временем обработки 2-3 мин/см2с последующим развертыванием отверстий и притиркой до номинального размера.
Втулку подшипника с износами внутренней поверхности под вал ротора, торцовых поверхностей и отверстия под фиксатор свыше 200 мкм до 400 мкм на диаметр восстанавливают электроискровым методом нанесения четырехслойного покрытия, первое и третье - никелевым электродом в ручном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой подачи импульсов 200-250 Гц, длительностью импульса 2, 5-4 мс и временем обработки 1,5-3 мин/см2, второе - электродом из алюминиево-железистой бронзы в ручном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой подачи импульсов 200-250 Гц, длительностью импульса 2-3,5 мс и временем обработки 2-3 мин/см2, четвертое - электродом из оловянисто-свинцовой бронзы в ручном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2, 0 Дж, частотой подачи импульсов 200-250 Гц, длительностью импульса 2-3,5 мс и временем обработки 2-3 мин/см2с последующим развертыванием отверстий и притиркой до номинального размера.
Отверстие корпуса среднего под подшипник с износами до 80 мкм на диаметр восстанавливают электроискровым методом, электродом из электротехнического алюминия в ручном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой подачи импульсов 300-350 Гц, длительностью импульса 3,5-4 мс и временем обработки 2-3,5 мин/см2с последующим развертыванием притиркой до номинального размера.
Втулку под уплотнительное кольцо и диск уплотнения с износами до 100 мкм на диаметр восстанавливают электроискровым методом, средне- и высокоуглеродистыми сталями в механизированном режиме на установках с энергией разряда 1,66-2,0 Дж, частотой вращения электрода 3000-3500 об/мин, подачей электрода 0,15-0,3 мм/об, частотой вращения золотника 8-12,5 об/мин за один проход с последующим развертыванием отверстий и притиркой до номинального размера.
Заявляемые пределы режимов обработки обосновываются требованиями по толщине наплавляемого слоя, качеством и точностью получаемых рабочих поверхностей, а также возможностями применяемого технологического оборудования.
Выбор наплавочных электродов осуществляли на электроискровой установке «Элитрон 22БМ»,обеспечивающей указанные диапазоны режимов. Результаты выбора наплавочных материалов представлены в таблице 1, из которой следует, что все наплавляемые материалы пригодны для восстановления изношенных поверхностей деталей турбокомпрессора на заявляемых режимах.
Металлографические исследования проводили на приборе ПМТ-3. Установлено, что микротвердость покрытий, нанесенных на вал ротора из стали 40Х сталью 85, составляет HV480-504, при исходной твердости материала вала HV445-452. Среднее значение микротвердости покрытий, полученных наплавкой электродами из БрОС10-10, никеля и БрАЖ9-4 на образцы из бронзы БрОС10-10, при различных режимах составляет HV 180-235, что выше исходной микротвердости материала втулки подшипника (HVосн160-170). Таким образом, электроискровым методом удалось повысить микротвердости поверхностей пары трения «вал ротора-втулка подшипника», тем самым создать условия для увеличения их среднего межремонтного ресурса.
Триботехнические испытания восстановленных электроискровым методом пар трения «вал ротора - втулка подшипника», выполненные на машине трения СМТ-1 в соответствии с ГОСТ 23.224-86, показали, что их коэффициент трения в 1,17-1,20 раза меньше, нагрузка до заедания в 1,36-1,42 раза больше, а интенсивность изнашивания в 3,82-7,16 раза ниже, чем у пары трения «вал ротора с износами до 10 мкм на диаметр, восстановленный электроискровым методом, - новая втулка подшипника».
Эксплуатационные испытания отремонтированных турбокомпрессоров с восстановлением изношенных деталей электроискровым методом показали, что нижняя доверительная граница прогнозируемого среднего ресурса составляет 5600 часов, что уже выше среднего ресурса новых турбокомпрессоров в два раза.
Таким образом, предлагаемый способ ремонта турбокомпрессоров восстановлением изношенных деталей и созданием износостойких покрытий электроискровым методом обеспечивает 100%-ный технический уровень и повышение среднего межремонтного ресурса турбокомпрессоров.